Тип: рецензия на альбом
Группа: Savatage
Альбом: Edge Of Thorns
Год: 1993
стиль: progressive heavy metal
«Don't need no super heroes
Don't need no movie stars
Don't need no politicians
In big black shiny cars
Don't need no preacher
Whose church is my T.V.»
«A man only sees what he wants to see»
Я очень долго думал: стоит ли вообще браться за написание рецензии на эту группу и этот альбом или оставить все музыкальным критикам – мол, пускай они сами мучаются, но какой-то из моих музыкальных тараканов в голове дал мне приказ не выёживаться и писать рецензию самому.
С группой Savatage я знаком довольно давно – со времен альбомов: "Sirens" (1983), "The Dungeons Are Calling" (1984), "Power Of The Night" (1985). И всегда довольно хорошо относился к этой американской группе, играющей в стиле progressive heavy metal, но особо ею не фанател по той причине, что просто недопонимал по молодости такой музыки. Понимание пришло позже, вместе с возрастом, когда организм мой устал от однообразия и попросился на волю, в музыкальные пампасы и дебри. И вот, в году так 1994 мне попался в мои цепкие лапки именно этот альбом, который я считаю величайшим в творчестве данной группы, да и не только. Многие прогрессивщики наваяли гораздо менее интересные альбомы, по каким-то неведомым мне причинам, пользующиеся гораздо большей популярностью и авторитетом в музыкальном мире.
Итак, история группы уходит своими корнями в конец 70-х годов, а точнее – в год 1977, когда будущий гитарист Джон Олива окончил школу и, подумывая о музыкальной карьере на профессионально уровне, попал в группу Metropolis. Группка была так себе – поигрывали каверы Kiss, Black Sabbath, Alice Cooper и прочих титанов рок-музыки. С ним играл и его брат Крисс Олива, который заведовал бас гитарой, но вскоре братья поменялись инструментами. Под шум пропеллера группа выпустила сорокапятку и приказала долго жить. А вот та самая сорокапятка стала раритетом, который не достать ни за какие деньги.
В это время Джон и его брат Крисс поняли, что они хотят играть свою музыку. И в короткое время Джон и Крисс избрали пути своего развития. Теперь Крисс отдавал все силы своему собственному проекту, который назывался Tower; а Джон отдавал силы группе Alien, основателем которой сам и являлся. Джон работал с большой самоотдачей – ведь ему довелось сочинять и исполнять собственную музыку. У группы Tower дела пошли не так весело: участники предпочитали разные пути в музыкальном развитии. Крисс незамедлительно порвал с этой группкой и ушел в группу к брату.
Решили поменять название и выбрали – Avatar. Но группа также просуществовала не очень долго и распалась по причине музыкальных разногласий и занятости музыкантов в иных проектах. И вот в 1983 году выходит дебютный альбом группы, уже под именем Savatage, который назывался «Sirens». Альбом был отлично принят публикой и выпущен ПЯТЬЮ разными музыкальными фирмами.
Далее последовали не менее удачные «The Dungeons Are Calling» (считающийся самым тяжелым мини-альбомом группы, который был потом переиздан на компакт-диске с двумя бонусами).
Кстати, многими фанатами была замечена следующая закономерность в развитии их любимой группы: "The Dungeons Are Calling" – это "тяжелый" альбом; "Hall of the Mountain King" – это "навороченный" альбом; "Fight For the Rock" – "коммерческий"; "Dead Winter Dead" – "оркестровый". Довольно забавно, не так ли?
В 1989 году группа выпускает свой альбом "Gutter Ballet", в котором Savatage немного уходит от стиля «хэви метал» в сторону арт-рока. Но и это не смутило любителей группы – альбом был принят на ура.
В 1991 году Savatage выпускают свой, на взгляд музыкальных критиков, самый удачный альбом под названием “Streets – A Rock Opera”. И именно в этом альбоме группа, наконец-то, разобралась в самой себе и вполне определилась со стилистикой.
И все было бы вроде как хорошо, но после этого альбома из группы уходит ее отец-основатель Джон Олива, и группа начинает подыскивать себе нового вокалиста. Олива свой уход объяснил тем, что устал от монотонности и гастролей, и теперь будет заниматься своим проектом Dr Butcher. А вокалист вскорости нашелся. Им стал Захария Стивенс из малоизвестной формации Wicked Witch. Новый водитель микрофона вполне устроил группу по причине своих отличнейших вокальных данных и умения сочинять великолепные мелодии.
Хотя Джон Олива и ушел из группы, но для альбома 1993 года «Edge Of Thorns» он отработал, как студийный музыкант, сыграв все партии пианино, некоторые гитарные, а также барабанные партии.
Интересна также история обложки к альбому – на ней изображена жена Крисса Оливы – Донн Олива. А в ветвях деревьев можно разглядеть лицо Джона Оливы.
В этом же году случается непоправимое – 17 октября в автомобильной аварии погибает Крисс Олива.
В общем, хватит истории группы. Тем более, что история далеко не окончена. Теперь буду говорить об альбоме, как таковом.
Вообще-то для меня довольно тяжело заниматься описанием МУЗЫКИ подобных групп по той причине, что не особо хочется оперировать банальными и избитыми терминами типа «мелодизм», «непревзойденное мастерство музыкантов», «выдающийся вокал», «потрясающая воображение ритм-секция». И если мне это делать не хочется, то я и не буду, поэтому перейду к собственно песням:
1. Edge Of Thorns – фантастический романс, наполненный такими же призрачно-фантастическими образами. Песня о том, как мы все балансируем на острие шипа, на грани реальности, и о том, что иногда следует оглянуться назад, на наше прошлое.
2. He Carves His Stone – песня о том, как мы сами контролируем свои же судьбы. И если мы не знаем, что напишут у нас в эпитафии, то мы должны сами написать ее. Музыка в песне меняет свой ритм и скорость от медленных кусков до вполне скоростных пассажей.
3. Lights Out – свет выключен. «Дорожная песня». Что-то о каких-то гонках с Дьяволом. Сама песня – очень скоростная, весьма подходит для быстрой езды по ночным улицам и дорогам города.
4. Scraggy`s Tomb – песня начинается со звука открывающейся бутылки, и на ней мы слышим тот единственный момент, когда Джон Олива делает глоток из бутылки «Джек Дэниелс». Да и в ней самой поется о том, как человек убил себя чрезмерным употреблением вышеупомянутого напитка. Музыка в песне какая-то абсолютно несерьезно-веселая, хотя и весьма мелодичная.
5. Labyrinths – инструментал, грустный и красивый, с драматически звучащими пианино и гитарой.
6. Follow Me – моя любимая. Одна из самых мощнейших песен с альбома и в плане музыки, и в плане лирики. В песне рассказывается о том, как обманывают простых людей, о том, какое количество лжи выливают на нас с телеэкранов, а также о тех людях, которые не могут самостоятельно действовать без телепроповедников и прочих шарлатанов. И голос певца призывает всех освободиться от этих лживых оков и следовать за ним, к правде. Песня также является первой частью трилогии под названием «Follow Me»…
7. Exit Music – вторая часть трилогии. Инструментал, рассказывающий нам о том, что из каждого лабиринта есть выход, и о том, что даже в лабиринте следует искать свой путь к свободе.
8. Degrees Of Sanity – снова отличная работа, начинающаяся со звуков ситара. Небыстрая, очень мелодичная музыка и тексты, рассказывающие о Жизни и Существовании, третья, заключительная часть трилогии.
9. Conversation Piece – частичка разговора, за чашкой чая, о Любви. Великолепнейший припев, который может долго крутиться у вас в голове.
10. All That I Bleed – снова о Любви. Причем о неразделенной. Музыка – похоже на балладу, но не совсем. Красиво, мелодично, но не более того. Хотя в общую канву альбома вплетается вполне органично и впечатления никак не портит.
11. Damien – еще один алмаз в короне. Великолепнейшая песня, повествующая о человеке, задумавшемся над жестокостью Жизни и о том, как много горя и страдания вокруг нас.
12. Miles Away – «автобиографичная» песня, которая рассказывает о бегстве Человека из города, к Природе, к дождю и Солнцу, о борьбе Света и Тьмы, о Боли и о том, как от нее избавиться.
13. Sleep – еще одна отличная работа. Музыка к песне была написана еще в 1980 году Джоном Оливой. По тексту – размышления о самом себе, о своих воздушных замках и о том, что Человек живет не только ради того, чтобы бездумно убивать время.
14. Forever After – бонусная песня к европейскому изданию альбома, в которой поется о Смерти и Разрушении, с отличным риффом и распевкой.
15. Conversation Piece (live) – еще один бонус, живое исполнение «Частички разговора».