Уволенные сотрудники Roadrunner Records, подбрасывая повидла на вентилятор, раскрутивший лопасти на весь Интернет после закрытия офисов по инициативе Warner Music, говорят, что решение было принято внезапно — и, казалось, ничто не предвещало беды. «Пишу все это с тяжелым сердцем, — поделился один из мужчин, — как вы уже знаете из социальных сетей и новостей, представительства Roadrunner закрываются по всему миру, за исключением небольшой кучки народу, которая остается в американском офисе. Это коснулось многих влиятельных деятелей музиндустрии, которые раскручивали группы, сформировавшие облик сегодняшней экстремальной сцены, — от NICKELBACK до SLIPKNOT и SEPULTURA. Мы в полном шоке».
«Никто не предвидел подобного развития событий — это было как внезапно разорвавшаяся бомба. Что за интриги, что за решения — никто не знает. И конечно, никто не имеет представления о том, что будет с подписанными лейблом коллективами. …Но вообще, помимо прочего, я должен сказать, что вкалывать на Roadrunner было счастьем. Сбывшаяся мечта металхеда — работать и общаться с музыкантами, постеры с изображениями которых висели на стенах моей комнаты, когда я был тинеджером… когда пробовал подбирать на гитаре их песни. Спасибо вам всем за чудное время, проведенное вместе! Вы были офигенны!»
Естественно, не остались равнодушными к произошедшему и музыканты. Так, Анжела Госсоу из ARCH ENEMY опубликовала
свой манифест и обращение к бесстыдным фэнам, предпочитающим легкий
способ получения музыки. «Металисты прекратили покупать диски, они
предпочитают халяву. И как результат, лейблы не имеют возможности
зарабатывать. Сначала они сократят персонал, а потом один за другим
будут отказываться от артистов, которые не могут обеспечить продажи. И
первыми с рынка уйдут именно метал-команды — т.к. их коммерческий
потенциал сильно проигрывает мейнстримным стилям. Так, банды лишатся
суппорта лейбла, лишатся тур-суппорта — и все, никаких шансов сделать
себе имя хорошего концертного акта и зарабатывать деньги гастролями.
Все! Предложений станет гораздо меньше — и в результате пострадаете все
вы, т.к. из года в год будете видеть на концертных площадках одни и те
же коллективы, гарантированно собирающие публику (типа METALLICA, IRON
MAIDEN и других крутых олдырей), а никто из ваших андеграундных любимцев
не будет иметь возможности приехать. И что получится? Группа не имеет
возможности записываться, не имеет возможности играть вживую — о какой
мотивации может идти речь? Такой коллектив попросту развалится. И в
результате обеднеет вся сцена, потеряет свою инновативность и
разнообразие. Печальное будущее, не так ли? И оно в ВАШИХ руках. Каждый
раз, когда вы нажимаете на ссылку «скачать», вы отправляете сообщение:
«Мне насрать, если любимая группа умрет». Подумайте об этом. Дважды».
Davide
Tiso из EPHEL DUATH продолжил тему: «Музыкальная индустрия находится в
дурном положении. И мне удивительно читать иногда в интервью отдельных
музыкантов, что они не против нелегального скачивания. Говорить так
решительно безответственно, и меня страшно бесит подобная глупость. Как,
собственно, и те люди, которые скачивают мою музыку, — я не считаю, что
они поддерживают команду, кто бы там какие доводы ни приводил. К музыке
люди сегодня относятся безо всякого уважения, и я в шоке от того, что с
годами ситуация становится все хуже и хуже. Тот факт, что лейблы
закрываются, убивает музыкальный бизнес: неправда, что коллектив может
все делать своими силами, в обход звукозаписывающих компаний, — во
всяком случае, не сейчас. Много лет назад, когда METALLICA набросились
на Napster, все говорили об алчности и смеялись над Ульрихом, но мало
кто задавался вопросом, против чего он, собственно, сражается. И к чему
мы пришли сегодня? Музыканты рвут задницы на гастролях, чтобы иметь хоть
какие-то деньги, а кое-кто в свои 30 даже не может позволить себе
снимать квартиру и живет с родителями. Тысячи долларов уходят на
бессмысленный мерч, чтобы поддержать туры, в то время как студийные
бюджеты урезаются, а животы переполняются дерьмовой дешевой едой в
пробегах между городами. И вот это — счастье быть музыкантом?.. Когда я
читаю, что группы вроде GOJIRA работают себе в минус, мне становится
страшно за любимую музыку. Знаете, много лет назад я пообещал, что
никогда не оставлю свою команду. Но глядя вокруг, уже хочется искать
план отступления и рассылать резюме в попытках найти нормальную работу.
Пиратство убивает музыкальный бизнес; лысый, уродливый миллионер Ларс
Ульрих был прав — и нам действительно следовало его послушать».
Alissa
White-Gluz из THE AGONIST: «Когда мы подписались на Century Media, все
качали музыку, но все-таки было достаточно людей, которые приходили в
музыкальные магазины и покупали диски. Сейчас — не знаю, как у вас, но в
Монреале точно — все магазины тупо закрыты. Их нет. И это, конечно,
отстой, потому как я, например, музыкант, а не фэшн-дизайнер, а все, что
сейчас по факту остается, — это продавать майки с логотипами и прочий
мерч. Альбомы на физических носителях никому не нужны — зачем, если все
можно скачать?.. Что ж. Печально, конечно, но я могу с этим жить. Пускай
качают — до тех пор, пока народ готов платить за концерты и за тот же
мерч… пускай хоть так. Но при этом неприятно думать, что вы воруете у
меня из кармана. Например, над последним альбомом мы работали два года,
много в него вкладывали, не имея возможности ходить на нормальные
работы, — а теперь ррраз, и вы эти деньги тупо забрали. Тем не менее,
выход из ситуации есть. Как ни странно, я вижу его в роспуске лейблов.
Ведь в действительности хватает людей, готовых поддержать любимую
команду, придя на концерт и купив какие-нибудь туровые штуки, — отдав
свои деньги музыкантам напрямую. Не в магазине, не дядям с лейбла, а
группе. В настоящий же момент система работает против нас. Прежде чем
решить, отправлять коллектив в тур или нет, звукозаписывающая компания
оценивает его продажи, — достойны музыканты гастролировать или нет.
Значит, если поклонники не покупают диски, они наносят вред не только
лейблу, но и нам напрямую: мы не можем ехать в тур и продавать свой
мерчендайзинг. Такой вот порочный круг — и я чувствую, если из него
выкинуть звено «лейбл», ситуация прояснится. Звукозаписывающие компании
становятся пережитками прошлого. Если хочешь чего-то добиться —
добивайся этого сам. Заяви своим фанатам: «Если вы хотите от нас альбом,
вы можете то-то и то-то». Если бы мы не были связаны контрактом, мы бы
уже сейчас сделали как RADIOHEAD и сказали: «Знаете что? Перечислите нам
сколько хотите». Так у нас появились бы деньги на следующую запись.
Пока же никаких процентов от Century Media никто и близко не видел».
И финализируя, любопытная статистика: в 2011-м музыкальная индустрия увидела первый процентный прирост продаж с 2004 года! Согласно RIAA (Recording Industry Association of America) прибыль составила 0.2%, т.е. 7 миллионов долларов. Немаловажную роль в этом сыграли «подписные» сервисы наподобие Spotify и MOG, а также продажи альбомов в цифре (прирост на 25% по сравнению с 2010-м годом). Так что пациент, в общем-то, жив. Но очевидно, что не весь…