Уволенные сотрудники Roadrunner Records, подбрасывая повидла на вентилятор, раскрутивший лопасти на весь Интернет после закрытия офисов по инициативе Warner Music, говорят, что решение было принято внезапно — и, казалось, ничто не предвещало беды. «Пишу все это с тяжелым сердцем, — поделился один из мужчин, — как вы уже знаете из социальных сетей и новостей, представительства Roadrunner закрываются по всему миру, за исключением небольшой кучки народу, которая остается в американском офисе. Это коснулось многих влиятельных деятелей музиндустрии, которые раскручивали группы, сформировавшие облик сегодняшней экстремальной сцены, — от NICKELBACK до SLIPKNOT и SEPULTURA. Мы в полном шоке».
«Никто не предвидел подобного развития событий — это было как внезапно разорвавшаяся бомба. Что за интриги, что за решения — никто не знает. И конечно, никто не имеет представления о том, что будет с подписанными лейблом коллективами. …Но вообще, помимо прочего, я должен сказать, что вкалывать на Roadrunner было счастьем. Сбывшаяся мечта металхеда — работать и общаться с музыкантами, постеры с изображениями которых висели на стенах моей комнаты, когда я был тинеджером… когда пробовал подбирать на гитаре их песни. Спасибо вам всем за чудное время, проведенное вместе! Вы были офигенны!»
Естественно, не остались равнодушными к произошедшему и музыканты. Так, Анжела Госсоу из ARCH ENEMY опубликовала свой манифест и обращение к бесстыдным фэнам, предпочитающим легкий способ получения музыки. «Металисты прекратили покупать диски, они предпочитают халяву. И как результат, лейблы не имеют возможности зарабатывать. Сначала они сократят персонал, а потом один за другим будут отказываться от артистов, которые не могут обеспечить продажи. И первыми с рынка уйдут именно метал-команды — т.к. их коммерческий потенциал сильно проигрывает мейнстримным стилям. Так, банды лишатся суппорта лейбла, лишатся тур-суппорта — и все, никаких шансов сделать себе имя хорошего концертного акта и зарабатывать деньги гастролями. Все! Предложений станет гораздо меньше — и в результате пострадаете все вы, т.к. из года в год будете видеть на концертных площадках одни и те же коллективы, гарантированно собирающие публику (типа METALLICA, IRON MAIDEN и других крутых олдырей), а никто из ваших андеграундных любимцев не будет иметь возможности приехать. И что получится? Группа не имеет возможности записываться, не имеет возможности играть вживую — о какой мотивации может идти речь? Такой коллектив попросту развалится. И в результате обеднеет вся сцена, потеряет свою инновативность и разнообразие. Печальное будущее, не так ли? И оно в ВАШИХ руках. Каждый раз, когда вы нажимаете на ссылку «скачать», вы отправляете сообщение: «Мне насрать, если любимая группа умрет». Подумайте об этом. Дважды».
Davide Tiso из EPHEL DUATH продолжил тему: «Музыкальная индустрия находится в дурном положении. И мне удивительно читать иногда в интервью отдельных музыкантов, что они не против нелегального скачивания. Говорить так решительно безответственно, и меня страшно бесит подобная глупость. Как, собственно, и те люди, которые скачивают мою музыку, — я не считаю, что они поддерживают команду, кто бы там какие доводы ни приводил. К музыке люди сегодня относятся безо всякого уважения, и я в шоке от того, что с годами ситуация становится все хуже и хуже. Тот факт, что лейблы закрываются, убивает музыкальный бизнес: неправда, что коллектив может все делать своими силами, в обход звукозаписывающих компаний, — во всяком случае, не сейчас. Много лет назад, когда METALLICA набросились на Napster, все говорили об алчности и смеялись над Ульрихом, но мало кто задавался вопросом, против чего он, собственно, сражается. И к чему мы пришли сегодня? Музыканты рвут задницы на гастролях, чтобы иметь хоть какие-то деньги, а кое-кто в свои 30 даже не может позволить себе снимать квартиру и живет с родителями. Тысячи долларов уходят на бессмысленный мерч, чтобы поддержать туры, в то время как студийные бюджеты урезаются, а животы переполняются дерьмовой дешевой едой в пробегах между городами. И вот это — счастье быть музыкантом?.. Когда я читаю, что группы вроде GOJIRA работают себе в минус, мне становится страшно за любимую музыку. Знаете, много лет назад я пообещал, что никогда не оставлю свою команду. Но глядя вокруг, уже хочется искать план отступления и рассылать резюме в попытках найти нормальную работу. Пиратство убивает музыкальный бизнес; лысый, уродливый миллионер Ларс Ульрих был прав — и нам действительно следовало его послушать».
Alissa White-Gluz из THE AGONIST: «Когда мы подписались на Century Media, все качали музыку, но все-таки было достаточно людей, которые приходили в музыкальные магазины и покупали диски. Сейчас — не знаю, как у вас, но в Монреале точно — все магазины тупо закрыты. Их нет. И это, конечно, отстой, потому как я, например, музыкант, а не фэшн-дизайнер, а все, что сейчас по факту остается, — это продавать майки с логотипами и прочий мерч. Альбомы на физических носителях никому не нужны — зачем, если все можно скачать?.. Что ж. Печально, конечно, но я могу с этим жить. Пускай качают — до тех пор, пока народ готов платить за концерты и за тот же мерч… пускай хоть так. Но при этом неприятно думать, что вы воруете у меня из кармана. Например, над последним альбомом мы работали два года, много в него вкладывали, не имея возможности ходить на нормальные работы, — а теперь ррраз, и вы эти деньги тупо забрали. Тем не менее, выход из ситуации есть. Как ни странно, я вижу его в роспуске лейблов. Ведь в действительности хватает людей, готовых поддержать любимую команду, придя на концерт и купив какие-нибудь туровые штуки, — отдав свои деньги музыкантам напрямую. Не в магазине, не дядям с лейбла, а группе. В настоящий же момент система работает против нас. Прежде чем решить, отправлять коллектив в тур или нет, звукозаписывающая компания оценивает его продажи, — достойны музыканты гастролировать или нет. Значит, если поклонники не покупают диски, они наносят вред не только лейблу, но и нам напрямую: мы не можем ехать в тур и продавать свой мерчендайзинг. Такой вот порочный круг — и я чувствую, если из него выкинуть звено «лейбл», ситуация прояснится. Звукозаписывающие компании становятся пережитками прошлого. Если хочешь чего-то добиться — добивайся этого сам. Заяви своим фанатам: «Если вы хотите от нас альбом, вы можете то-то и то-то». Если бы мы не были связаны контрактом, мы бы уже сейчас сделали как RADIOHEAD и сказали: «Знаете что? Перечислите нам сколько хотите». Так у нас появились бы деньги на следующую запись. Пока же никаких процентов от Century Media никто и близко не видел».
И финализируя, любопытная статистика: в 2011-м музыкальная индустрия увидела первый процентный прирост продаж с 2004 года! Согласно RIAA (Recording Industry Association of America) прибыль составила 0.2%, т.е. 7 миллионов долларов. Немаловажную роль в этом сыграли «подписные» сервисы наподобие Spotify и MOG, а также продажи альбомов в цифре (прирост на 25% по сравнению с 2010-м годом). Так что пациент, в общем-то, жив. Но очевидно, что не весь…